Сетевой анализ: где ГИСы встречаются с математикой


Поделиться:

Введение

Дороги и реки, инженерные коммуникации и линии электропередач – многое из того, что нас окружает, можно представить в виде сетей.

Методы анализа сетей используются при планировании размещения новых транспортных узлов или инфраструктурных объектов, прогнозировании загруженности дорог или моделировании пешеходного и автомобильного трафика и при решении многих других задач.

Основываясь на теории графов, сетевой анализ рассматривает объекты как модели, состоящие из узлов и связей между ними.

Эти модели в привязке к местоположению позволяют изучать движение и потоки между различными локациями, определяя кратчайший путь, оптимальный маршрут или зоны охвата.

В статье я рассказала, почему геоаналитикам полезно знать о математических методах для изучения геопространственных сетей и привела распространённые примеры их применения в ГИС.

Сети в геопространственном анализе

Сеть — это структура, состоящая из узлов (вершин), связанных рёбрами (дугами).

Сети могут представлять разнообразные системы, например, социальные, где узлы представляют собой людей, и рёбра — их отношения, или технологические, где узлы — это компьютеры, а рёбра — каналы передачи данных.

Геопространственные сети

Геопространственные сети — это такие сети, где каждый узел имеет определенное географическое местоположение, а рёбра соединяют узлы и могут иметь атрибуты, характеризующие их пространственные свойства (длину, ширину, пропускную способность, вес и другие).

Как правило, узлы в геопространственных сетях представляют собой физические объекты, размещённые в географических локациях, а рёбра — реальные пути или связи, подчиняющиеся географическим и физическим ограничениям (например, дороги или реки).

Изучение таких моделей позволяет учитывать пространственные характеристики и географические зависимости.

Примеры:

  • Транспорт. Структуры, соединяющие городские и региональные пункты для удобства перемещения людей и грузов. Узлами часто выступают пересечения дорог, вокзалы и аэропорты, связанные автомобильными дорогами, железнодорожными путями и воздушными коридорами.
  • Водоснабжение. Системы, соединяющая источники воды, водоочистные станции и потребителей через водопроводы. Узлами здесь выступают резервуары, насосные станции и гидранты, а рёбрами – водопроводы различного диаметра и назначения.
  • Инженерные коммуникации. Электрические, газовые и тепловые и другие системы, обеспечивающие функционирование зданий и промышленных объектов. Узлами могут быть подстанции, трансформаторы и тепловые узлы, соединенные кабелями, трубопроводами и линиями электропередач.

Применение сетевого анализа в геоаналитике

Сетевой анализ — это метод моделирования и изучения систем, представленных в виде сетей.

Аналитика пространственной сети предполагают изучение важных пространственных параметров (таких как расстояние, площадь и ориентация), а также применяется для выявления закономерностей во взаимодействии между географически определёнными объектами и определения «зон охвата» географических локаций.

Геоаналитика сетей востребована во многих отраслях, где важным является местоположение активов или инфраструктуры.

Эти отрасли активно используют геопространственные данные для анализа, планирования, прогнозирования и оптимизации различных процессов. Вот некоторые из них:

  • Транспорт и логистика. Оптимизация маршрутов, планирование транспортных потоков, а также прогнозирование и решение проблем пробок на дорогах.
  • Урбанистика. Городское планирование, размещение инфраструктуры, изучение пешеходных потоков и определение оптимальных мест для создания общественных пространств.
  • Экология и охрана окружающей среды. Изучение миграции животных, потоков воды или загрязнения в экосистемах.
  • Энергетика. Планирование и мониторинг систем передачи электроэнергии, оптимизация местоположения источников возобновляемой энергии.
  • Телекоммуникации. Планирование и оптимизация распределения телекоммуникационных сетей, поиск оптимальных локаций для башен сотовой связи и базовых станций.
  • Здравоохранение. Распределение и изучение распространения болезней, планирование размещения медицинских учреждений.
  • Розничная торговля. Изучение потоков покупателей, планирование размещения магазинов или оптимизация доставки товаров.
  • Безопасность и чрезвычайные ситуации. Прогнозирование и реагирование на чрезвычайные ситуации, планирование мероприятий по предотвращению катастроф, оптимизация маршрутов для служб спасения.
  • Сельское хозяйство. Оптимизация систем орошения, планирование участков для посева с учетом геопространственных данных.

Для чего нужны сетевые геоаналитические сервисы?

Представьте себе: вы планируете новую дорожную развязку или хотите оптимизировать логистику доставки.

Цифровая модель сети позволит вам «поиграть» с различными вариантами, прежде чем применить их на практике.

В сетевом анализе используется теория графов

Проектирование и расчёт параметров сетей выполняется путём построения их моделей, и использования различных математических методов с учетом имеющихся ресурсов, условий и ограничений.

Для моделирования сетей используется теория графов. Графы представляют собой множества вершин (или узлов), соединенных рёбрами.

Так как сеть может быть представлена в виде графа, для изучения и моделирования сетей мы можем решать задачи на графах. В том числе находить решения, которые должны удовлетворять многим условиям.

Для этого можно использовать многие хорошо известные эффективные математические методы.

Например, представив транспортную сеть в виде графа, можно математически описать структуру транспортных путей и использовать для анализа все инструменты теории графов в комбинации с другими математическими подходами.

Что важно знать о графах

  • У вершин есть степень (количество рёбер вершины).

Степень узла – важная характеристика графа. Например, в графах дорожных или железнодорожных сетей, степень узла (такого как станция или перекресток) может указывать на его важность в сети из-за большого количества маршрутов, проходящих через него.

  • У рёбер есть направление и вес. Вес может представлять собой стоимость, расстояние, время в пути или другую метрику.

Графы могут быть направленными (перемещение по рёбрам возможно только в определенных направлениях) или ненаправленными (перемещение по сети возможно в любом направлении)

Графы могут быть направленными (перемещение по рёбрам возможно только в определенных направлениях) или ненаправленными (перемещение возможно в любом направлении), а также взвешенными или нет.

  • У вершин и рёбер есть атрибуты.
  • Связность  — это свойство графа, характеризующее возможность достижимости из одной вершины любой другой вершины, следуя по рёбрам.

Граф называется связным, если каждые две его вершины связны; Если же в графе найдется хотя бы одна пара несвязных вершин, то граф называется несвязным.

  • Для описания графа используются матрицы.
    Матрица смежности — это двумерная квадратная матрица, которая показывает, есть ли ребро между двумя вершинами графа. Если вершина i связана с вершиной j, то в ячейке на пересечении строки i и столбца j стоит 1 (или вес ребра, если граф взвешенный). Если ребра между этими вершинами нет, то в соответствующей ячейке стоит 0.
    В случае направленного графа при построении матрицы смежности учитывается направление ребра.

Матрицы смежности для ненаправленного и направленного графов отличаются: для ненаправленного графа матрица смежности всегда симметричная, а для ненаправленного - нет, так как наличие ребра из вершины I в вершину j не гарантирует наличие ребра из вершины j в вершину iМатрицы смежности для ненаправленного и направленного графов отличаются: для ненаправленного графа матрица смежности всегда симметричная, а для ненаправленного — нет, так как наличие ребра из вершины I в вершину j не гарантирует наличие ребра из вершины j в вершину i.

Матрица инцидентности — это матрица, где строки соответствуют вершинам графа, а столбцы — рёбрам. Если вершина принадлежит ребру (то есть ребро «приходит» или «уходит» из вершины), то в соответствующей ячейке стоит -1 (для начальной вершины) или 1 (для конечной вершины). Если вершина к ребру не относится, то стоит 0.

Матричное описание свойств графа даёт возможность использовать методы линейной алгебры и линейного программирования для поиска оптимального решения.

Также матрицы и векторы используются в машинном обучении, поэтому задачи на графах – хороший кандидат для применения машинного обучения при прогнозировании свойств как самого графа, так и его узлов и рёбер.

От графов к искусственному интеллекту

Методы машинного обучения на графах стали популярными в последние годы, особенно с ростом интереса к графовым нейронным сетям (Graph Neural Networks, GNNs).

GNN — это класс моделей машинного обучения, которые были разработаны специально для обработки данных, структурированных в виде графов.

Все перечисленные выше свойства вершин и рёбер, а также самого графа отлично подходят для решения задач прогнозирования.

Структура графа даёт возможность делать три основных типа прогнозов:

Задачи прогнозирования в графах

  • Прогнозирование на уровне отдельных вершин. Цель этого метода — предсказать свойства отдельных вершин. Например, прогнозирование типа здания (жилое, коммерческое, промышленное) на основе его географического положения и связей с соседними объектами (например, дороги, парки, объекты городской инфраструктуры).

Классификация вершин графа

  • Прогнозирование на уровне рёбер. Этот метод применяется для прогнозирования наличия или отсутствия ребра между парами вершин. Например, предсказать, добавится ли в ближайшем будущем связь между двумя пользователями в социальной сети или есть ли дорога между двумя локациями на основе их географического расположения и существующей транспортной инфраструктуры.
  • Прогнозирование свойств всего графа. Цель этого метода — предсказать общие характеристики или свойства всего графа, а не его отдельных частей. Например, определение стабильности или устойчивости сети под внешними воздействиями. Например, на основе топологии графа и параметров каждой вершины (подстанций, генераторов, потребителей) можно прогнозировать, как сеть справится с перегрузками или потенциальными авариями.

Применение этих методов требует интеграции информации из разных частей графа.
Для этого часто используются GNN, которые агрегируют и анализируют данные, включая структуру графа и свойства его вершин и рёбер.

  • Прогнозирование времени в пути (или откуда навигатор знает, сколько придётся ехать). Транспортная сеть может быть представлена в виде графа, где вершины представляют собой местоположения (например, остановки или станции или сегменты дорог), а рёбра — пути между ними.
    У рёбер могут быть заданы атрибуты, такие как протяжённость пути, пропускная способность, состояние дороги и другие.
    GNN могут учитывать плотность движения, скорость движения, погодные условия и другие данные. Это делается путём обновления атрибутов вершин и рёбер в реальном времени или с использованием актуальных данных.
    GNN обучаются на основе исторических данных о времени в пути между различными парами вершин. Целью является обучение модели таким образом, чтобы она могла предсказать время в пути между произвольной парой вершин.
    После обучения GNN можно использовать для прогнозирования времени в пути между различными вершинами на графе.
    Модель может также учитывать различные внешние факторы, такие как погодные условия, время суток, день недели, чтобы уточнить прогнозы времени в пути.
  • Изучение транспортных сетей. GNN могут обучаться на данных о дорогах, предсказывая, например, возможные места пробок или определяя оптимальные пути движения. Путем агрегации данных из различных источников (датчики движения, данные о погоде, камеры наблюдения и т. д.), GNN могут динамически адаптировать и оптимизировать транспортные потоки.
  • Прогнозирование трафика. В таких моделях узлы представляют сегменты дорожной сети, а рёбра обозначают связи между сегментами. Каждый сегмент дороги содержит информацию о его состоянии в разные периоды времени (атрибуты вершин): например, скорость движения, плотность трафика, наличие аварий или дорожных работ. GNN обучается на этих данных, учитывая не только текущую ситуацию на конкретном участке дороги, но и особенности движения на соседних участках, а также на всём пути от начальной до конечной локации.
  • Оценка состояния сетей электроснабжения. GNN могут использоваться для прогнозирования и обнаружения возможных точек отказа, основываясь на различных входных данных, таких как погодные условия, нагрузка и состояние оборудования.

Типовые задачи сетевого анализа в ГИС

Оптимизация маршрута (OPP — Optimal Path Problem)

Расчёт маршрутов с учётом многих факторов, как время в пути, стоимость проезда, расходы на бензин, платные дороги и парковки, количество достопримечательностей на пути и других.

Например, когда Вы выбираете маршрут доставки товаров из пункта А в пункт Б, минимизируя затраты на бензин и платные дороги, вы решаете задачу сетевого анализа.

При решении прикладных задач поиска оптимального маршрута в ГИС учитывается много аспектов:

  1. Географический контекст. Физическую географию местности, включая естественные или искусственные препятствия (реки, горы, здания, или закрытые территории и участки дорог).
  2. Атрибуты, которые влияют на выбор маршрута. Каждый узел и ребро на графе могут иметь атрибуты, такие как максимальная скорость, типы дорог, стоимость проезда и другие.
  3. Изменение ситуации на дороге. На маршрут могут повлиять пробки, дорожные работы, аварии или погодные условия.
  4. Многокритериальность. Задачи оптимизации часто включают в себя несколько критериев, которые могут конфликтовать друг с другом. Например, при планировании маршрута часто нужно минимизировать и время пути, и стоимость. Однако самый быстрый путь может быть более дорогим, и наоборот, самый дешевый путь может занять больше времени.
  5. Мультимодальный способ перевозки. Например, при расчёте оптимального маршрута на общественном транспорте сервис может учитывать разные виды транспорта, — для части маршрута можно использовать метро, а затем пересесть на автобус. В этом случае оптимальный маршрут будет определяться с учётом расписания движения общественного транспорта, текущей загруженности дорог и других условий.

Задача OPP является базовой для многих других задач оптимизации маршрутов, таких как Shortest Path Problem (SPP), Traveling Salesman Problem (TSP), Vehicle Routing Problem (VRP) и Multi-Constrained Optimal Path Problem (MCOP), каждая из которых имеет свои уникальные особенности и требования.

Поиск кратчайшего пути (SPP- Shortest Path Problem)

В реальной жизни, особенно при планировании маршрутов, мы часто используем понятия домов и соединяющих их дорог.

В математическом контексте эти дома становятся вершинами графа, дороги – рёбрами графа, а длина дороги может обозначать вес ребра. Таким образом, логистическая задача «Найти самый короткий путь от дома А до дома Б» трансформируется в математическую задачу определения кратчайшего пути между двумя вершинами графа.

Для решения этой задачи есть несколько известных алгоритмов (Дейкстры, Беллмана-Форда и другие).

Поиск кратчайшего пути (SPP- Shortest Path Problem)

Такие задачи легко решают семиклассники на кружках по математике. Это задача «Поиск кратчайшего пути», и она лежит в основе геосервисов, связанных с маршрутизацией.

Классика жанра — задача коммивояжера (TSP — Traveling Salesman Problem)

Математики со школьной скамьи знают множество разных способов решить задачу коммивояжера.

Задача коммивояжера кажется простой: необходимо посетить ряд городов и вернуться в исходную точку, минимизируя затраты. Тем не менее, несмотря на свою кажущуюся простоту, это NP-полная задача, что означает, что вычислительная сложность поиска оптимального решения растет экспоненциально с увеличением размера входных данных.

Из-за этой вычислительной сложности, существует множество алгоритмов для решения задачи коммивояжера, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки.

Выбор подходящего алгоритма зависит от условий конкретной задачи: размера входных данных, особенности графа, требований к скорости вычислений и точности результата, доступных времени и ресурсов. Для ускорения вычислений и повышения точности маршрутов может использоваться комбинация методов.

Решение проблемы коммивояжера — самая известная задача оптимизации маршрутов и одна из самых распространённых задач в логистике.

Задача выбора маршрута транспорта (VRP — Vehicle Routing Problem)

Построить маршруты для парка транспортных средств, которые начинают свой путь из одного или нескольких местоположений, и должны доставить грузы в различные пункты назначения.

Анализируются локации начала и завершения рабочего дня, затраты, ёмкость транспортных средств и объём перевозимого груза, временные окна, перерывы, зоны охвата.

Оценка пропускной способности и потока

  • Пропускная способность. Для рёбер в графе может быть определена пропускная способность, которая указывает максимальное количество сущностей, которое может проходить через это ребро.
  • Поток. Поток в графе представляет собой фактическое количество сущностей, передаваемую между начальной и конечной вершиной через рёбра.

Значение потока на конкретном ребре не может превышать его пропускную способность.

Эти понятия являются ключевыми при моделировании и оптимизации различных сетевых систем и применяются во многих отраслях, например:

  • Транспорт: развитие дорожной инфраструктуры, оптимизация движения транспорта и распределение пассажиропотоков.
  • Телекоммуникации: проектирование сетевой инфраструктуры и расчёт загрузки каналов.
  • Энергетика: моделирование потоков электроэнергии и оптимизация систем газо- и нефтепроводов.
  • Гидрология: моделирование потоков воды и планирование использования водных ресурсов.
  • Городское планирование: оценка пешеходных потоков и планирование городской инфраструктуры.

Поиск оптимального маршрута в интерактивном режиме

Динамический поиск кратчайшего пути с учётом задержек на определенных участках пути, пробок, аварийных участков и других проблем на дорогах. Например, рассчитать, как проехать быстрее до пункта назначения в случае пробок или ДТП.

Сервисы моделируют различные сценарии движения и прокладывают оптимальные маршруты в реальном времени, учитывая даже непредвиденные обстоятельства и «запасные» маршруты.

Ключевым моментом является выбор оптимального пути, минимизирующего «стоимость» передвижения. «Стоимость» пути может быть измерена во времени в пути или в длине пути.

Определение зоны охвата

Какие конкуренты находятся в радиусе 500 метров от магазина? Или какие дома находятся на расстоянии 5 минут пешком от метро?

Зоны используются для оценки транспортной и пешей доступности исследуемой локации.

Зоны охвата моделируются обычно двумя способами: в виде окружности или изохроны.

1. Построение буферной зоны в виде окружности

Буферные зоны — это равноудаленные области вокруг объекта на карте. Они создаются вокруг точек, линий или площадей.

Примером может служить карта возле входа в метро, где центральная точка указывает «Вы здесь», а окружность включает в себя объекты в пределах пяти минутах пешком.

Буферная зона вокруг точечного объекта

Буферная зона даёт понимание о доступности объектов, но не учитывает препятствия (например, показать, что за пять минут можно добраться до другого берега реки по воде пешком).

Буферные зоны — это равноудаленные области вокруг объекта на карте

Для более точных расчётов требуется учет реальной инфраструктуры.

2. Изохроны

При использовании сетевого анализа для определения зоны охвата строятся не окружности, а более сложные фигуры – изохроны.

Это линии на карте, соединяющие точки с одинаковым временем доступа до исследуемого узла. Область, ограниченная изохроной, показывает, куда можно доехать или дойти за определенное время от заданной локации, учитывая структуру дорог и препятствия.

Время в пути зависит от того, идти ли пешком, использовать автомобиль или общественный транспорт.

Зоны охвата могут различаться по размеру в зависимости от транспортной инфраструктуры, а также меняться в соответствии с изменениями трафика в течение дня и на выходных.

В зависимости от задачи учитываются различные данные, влияющие на точность изохрон:

  • Автомобильные дорожные пути, включая информацию о характеристиках участков дорог (качество покрытия, платные участки, светофоры и т.д.)
  • Пешеходные пути и тропы (тротуары, переходы, тропы, лестницы, мосты и т.д.)
  • Инфраструктура общественного транспорта: автобусные остановки и метро, железнодорожные платформы, а также информация о маршрутах и расписании.
  • Ограничения на дорогах: односторонние участки, зоны с ограниченной скоростью, запреты для определенных видов транспорта, ограничения для грузовиков и др.
  • Географические особенности: водные препятствия и др.
  • Временные факторы: пробки, ремонтные работы или временные ограничения.

Изохроны – часто используемый инструмент в отраслевых решения и исследованиях. В основном строятся по времени в пути на автомобиле или общественном транспорте, пешком, или по расстоянию от исследуемой точки.

Поиск ближайшей точки

Поиск близлежащих точек интереса (аптек, банкоматов, вестибюлей метро, заправок, школ и т.д.) рядом.

Этот механизм расчета использует алгоритм с несколькими источниками и несколькими назначениями на основе алгоритмов поиска кратчайшего пути в графе.

Он предусматривает возможность вычисления кратчайших путей, если они входят в заданную ограниченную зону охвата, или решение задачи для фиксированного числа ближайших точек.

Поиск оптимальной локации

Определение оптимального местоположения нового магазина, школы, больницы и т.д. учетом плотности населения, конкурентов рядом, автомобильных и пешеходных потоков и других характеристик окружения локации.

Моделирование и сценарное планирование

Представьте, что вы решаете задачу расширения городской инфраструктуры.

Применение сетевого анализа дает возможность добавлять, удалять или модифицировать узлы и связи, позволяя просчитывать различные варианты развития.

Методы оптимизации в геоаналитике

В жизни редко встречаются задачи, в которой нужно оптимизировать только один параметр. Обычно требуется учесть несколько критериев, например, минимизировать затраты и время в пути, учитывая при этом экологические риски. Для этого применяют методы многокритериальной оптимизации, позволяющие найти компромиссные решения.

Модель оптимизации включает в себя следующие элементы:

  • Переменные, определяющие оптимальное решение задачи. Например, нужно ли открывать новый распределительный центр в определенной локации, или выбор оптимального способа и времени доставки посылок.
  • Целевая функция. Значение, по которому оценивается эффективность решения. Это может быть минимизация затрат на логистику или максимизация количества доставок.
  • Условия, которые должны быть выполнены. Например, автомобиль не может перевозить товары весом более своей грузоподъёмности, разгрузка в каждой точке должна быть выполнена в течение определённого временного окна и так далее.
  • Поиск решения. Для поиска оптимального решения алгоритмы анализируют различные комбинации переменных, исходя из целевой функции и ограничений.

«Здесь вам не равнина — здесь климат иной» или геопространственные дополнения к методам сетевого анализа

Геопространственные системы представлять собой сложную сеть взаимосвязанных объектов и явлений. В разных проектах приходится принимать во внимание свой набор критериев и атрибутов вершин и рёбер графов. Например,

  • Рельеф. Графы могут быть использованы для представления географических объектов, в которых вершины соответствуют определенным точкам, а рёбра — путям между ними. Рельеф может влиять на сложность и стоимость передвижения между этими точками. При оптимизации маршрутов можно учитывать высотные различия, склоны и другие аспекты рельефа для выбора наилучшего пути.
  • Ветер и другие метеорологические условия. Eсли задачей является оптимизация маршрутов для авиаперевозок или морских путей, то силу и направление ветра следует учитывать как важный критерий. Графы могут быть адаптированы для учета этих условий, где вес рёбер будет изменяться в зависимости от метеорологических данных.
  • Другие геопространственные характеристики. Тип почвы, наличие водных преград, охранные зоны и т.д. Эти атрибуты могут быть включены в модель как дополнительные параметры или ограничения.

Рассмотрим в качестве примера особенности проекта для определения зон ответственности служб пожаротушения в горной местности, где условия отличаются от городских условий.

Для стандартных расчётов зон охвата и оптимальных маршрутов необходимо учесть ряд особенностей.

  • Сложный рельеф. Горные тропы и дороги могут быть крутыми, извилистыми и узкими, что затрудняет доступ тяжелой пожарной техники к месту пожара, влияет на время в пути.
  • Ограниченный доступ к воде. В горных районах может не быть достаточно естественных исходников воды, что делает ее перевозку и хранение критически важными.
  • Ветер. В горах ветер может быстро менять направление и скорость, что усугубляет распространение пожара.
  • Сухость. Горные районы, особенно на высотах, могут быть сухими, что увеличивает риск возгорания и распространения пожара.
  • Изолированность. Некоторые горные районы могут быть удалены от основных населенных пунктов, что затрудняет быстрый доступ спасательных служб.
  • Ограниченные ресурсы. Пожарные службы могут располагать ограниченными ресурсами по сравнению с городскими подразделениями.
  • Эвакуация. Эвакуация жителей из горных районов может быть сложной из-за ограниченных путей выхода и удаленности от основных дорог.

В следующих статьях будем делиться интересными кейсами реализации подобных проектов.

Вместо заключения (или математика в географии)

Математики знают, что всё в мире можно описать с использованием математических понятий.

Первый закон географии Тоблера утверждает, что «Всё связано со всем, но близкие объекты связаны больше, чем далекие». Первый закон географии затрагивает струны души не только географов, но и математиков, ведь он может быть описан математическими терминами, с использованием структуры графа и взаимодействие между вершинами (объектами) и рёбрами (связями).

Первый закон географии Тоблера может быть описан в терминах теории графов через структуру и взаимодействие между вершинами (объектами) и рёбрами (связями).

Это даёт возможность использовать весь мощный математический инструментарий для изучения пространственных взаимодействий и зависимостей, что я считаю удачей как для современных геоаналитиков, так и для тех математиков и инженеров, которые занимаются геоаналитикой.

Геоаналитики сегодня одинаково много работают как с ГИС, так и с большими данными и искусственным интеллектом, которые отлично дополняют друг друга. Основное в этой работе — способность сочетать применение геоинформационных технологий и математических методов. Надеюсь, что эта публикация помогла разобраться, как работает это сочетание.

Статьи по теме

AI-агенты на основе LLM и мультиагентные системы

AI-агенты на основе LLM и мультиагентные системы

Текущие LLM генерируют текст или выполняют задачи только по запросу, но с появлением AI-агентов всё меняется. К 2028 году 33% корпоративного ПО будут использовать AI-агентов. AI-агенты не требуют явных запросов и не выдают предопределённые результаты. Вместо этого они принимают инструкции, самостоятельно строят планы, используют инструменты для их выполнения и адаптируются к изменениям. 

embedding vector semantic search

От слов к векторам: как эмбеддинги помогают моделям понимать нас

Эмбеддинги помогают преобразовать текст в векторы, что позволяет большим языковым моделям (LLM) понимать контекст и давать точные ответы. Они служат «языком», на котором модели «общаются» с нами. Разобравшись, как работают эмбеддинги, можно использовать LLM для решения бизнес-задач.

Извлечение данных: определение, принцип работы и примеры

Извлечение данных — это первый этап в процессе ETL (Extract, Transform, Load), который помогает превратить разрозненные данные из различных источников в ценный ресурс для анализа и ИИ-приложений. Разберёмся, почему извлечение данных играет ключевую роль, как оно работает для различных типов данных, и какие инструменты помогают его автоматизировать.

Запросить демонстрацию

Готовы увидеть, как это может работать для вашей организации?

Свяжитесь с нами